Основные виды полуприцепов
Сегодня транспортировка грузов, как никогда, набирает обороты. И в целях снижения количества рейсов, актуально использование полуприцепов. Под полуприцепом понимают транспортное средство с опорой передней рамы на опорно-сцепное устройство автомобиля, выполняющего роль тягача. Сзади он опирается на оси с колёсами. То есть, большая часть веса полуприцепа с грузом ложится на сам тягач. От верного выбора зависит надёжность и долговечность службы тягача.
Существует разделение тягачей на седельный и балластный. Последний из них имеет в дополнение цельную металлическую платформу. В неё загружают балласт (груз) для качественной сцепляемости колёс с дорогой. Для большей безопасности полуприцепы оборудуют габаритными фонарями.
Виды полуприцепов систематизируют в зависимости от числа осей, рессорной или пневматической подвесок, размеров, типа бортов, вместимости и т.п. Полуприцепы с одной осью имеют грузоподъёмность до 2 тонн, с двумя осями – 8 тонн, с несколькими осями – от 20 до 50 тонн и более. Чтобы снизить высоту погрузки и улучшить устойчивость полуприцепы могут иметь низкую раму.
Полуприцепы условно можно разделить на 500 видов. Каждый из них создан с целью перевозки того или иного груза. Полуприцепы используются в целях перевозки неделимых грузов, грузов больших габаритов, монтажа оборудования, для строительных и сельскохозяйственных потребностей и других транспортных задач.
Основные виды полуприцепов:
- Контейнеровозы и шасси
- Полуприцепы-цистерны
- Полуприцепы-тяжеловозы (тралы)
- Самосвальные полуприцепы
- Изотермические полуприцепы (рефрижераторы)
- Полуприцепы-автовозы
- Тентованные и бортовые полуприцепы
Сферы использования полуприцепов
Для доставки грузов в контейнерах, закреплённых на платформе, служат полуприцепы-контейнеровозы. Они могут перевозить два 6-метровых или один 12-метровый контейнеры. Их грузоподъемность составляет от 20 до 30 тонн.
При перевозке нефти, продуктов её переработки, пищевых наливных грузов используют полуприцепы-цистерны грузоподъемность 12-22 тонны и объемом 8-40 куб. м. Подобные устройства оснащены герметичной цистерной с системой клапанов и шлюзов. Внутренний слой цистерны изолирован от взаимодействия с ним жидкостей, которые транспортируются. Цистерны оснащены дополнительными средствами защиты, если необходимо перевезти опасные грузы.
Для перевозки различных сыпучих грузов (цемент, мука, корма, зерновые культуры) используют специальные цистерны. А для перевозки зерна – полуприцепы-зерновозы.
Тралы или полуприцепы-тяжеловозы транспортируют строительную технику. Такие прицепы низкорамные и оборудованы трапами, оснащены тремя поворотными осями, чтобы снизить нагрузки и повысить ресурс тралы.
Самосвальные полуприцепы отличаются типами разгрузки. Более распространены односторонние, хотя используются и трёхсторонние полуприцепы с тремя осями, которые способны выдерживать грузы до 40 тонн.
Рефрижераторы-полуприцепы используют для перевозки грузов, которые требуют защиты от температурных влияний. Толщина термоизолирующего слоя – 30-100 мм. Обычные продукты перевозят в изотермических полуприцепах с утеплителем в виде пенопласта. Пенополиуретан используют для доставок замороженных продуктов или лекарств, которые требуют определённой температуры. Кузов изотермического полуприцепа оборудуют сэндвич-панелями. Все фургоны оснащаются габаритными огнями, предусмотрено внутреннее освещение. Грузовой отсек может сохранять температуру от 25 градусов тепла до 25 градусов холода. Рефрижераторы способны перевозить грузы весом 12-22 тонны с полезным объёмом 60-92 м.куб. и вместимостью 24-33 европаллета. В рефрижераторах типа евростандарт грузоподъёмность уже составляет 20 тонн 82 м.куб. 32 паллета.
Автовозы предназначены для грузовых и легковых автомобилей. Одноярусные полуприцепы перевозят грузовые машины. Двухъярусные – легковые автомобили. Современные автовозы бывают как открытые, так и крытые. Они оснащены тентом и бортами от повреждений мелким гравием и песком. Стандартные автовозы способны перевозить 708 легковых автомобилей. Автовозы грузоподъёмностью 20-25 тонн перевозят до 10 машин.
Бортовые и тентованные полуприцепы часто оборудуют каркасом со съёмом, задними раскрывными дверями, гидробортом для удобства поднятия грузов. Прочные синтетические материалы выдерживают такую же нагрузку, как и бортовые. К тому же это позволяет производить бортовики открытыми, а тентованные – без бортов. Высота тента – около 50 см, грузоподъемность может достигать от 20 до 25 тонн, а вместимость – 22-23 европаллета. И бортовые, и тентовые полуприцепы транспортируют грузы с полезным объёмом 60-96 м куб.
Существуют полуприцепы повышенной вместимости с грузоподъемностью до 20 тонн, полезным объемом 96-110 м куб и вместимостью 33 европаллета. Такой вид полуприцепов называют Jumbo. В таких полуприцепах Г-образный пол и уменьшенный диаметр колес.
Различны по модификации крыши тентованных полуприцепов. Крыша может быть неразборной жёсткой или мягкой. Крыша-«гармошка» производит загрузку через дверь, сверху и с боков.
Бортовые полуприцепы используют для доставки металла, кирпича, досок и т.п. Тентованные полуприцепы перевозят технику, продукты, мебель, поддоны и другие грузы.
Модели полуприцепов постоянно обновляются и совершенствуются производителями этой техники. Этому способствуют появление новых технологий и материалов и, конечно, высокая конкуренция производителей полуприцепной техники.